Промышленные маркетплейсы: вызовы и перспективы цифровизации-B2B продаж

Промышленные товары сложно продавать на маркетплейсах в отличие от потребительских. Их нельзя просто хранить на складе и доставить в любую точку по первому требованию. 

Допустим, заводу в Тольятти срочно потребовались оригинальные запчасти для японских станков с ЧПУ. Запчасти хранятся у поставщика на складе во Владивостоке. Чтобы их доставить, нужно время. В случае с отраслевыми продуктами логистика куда сложнее, чем, к примеру, с чехлами для смартфона с доставкой Ozon на следующий день.  

Даже сами производители отраслевой продукции считают ее слишком сложной для покупки онлайн в несколько кликов, учитывая сезонность, системы хранения и управления остатками.

Но, это не мешает росту числа отечественных маркетплейсов сырья, комплектующих и оборудования. Их открывают крупные производители с целью занять свое место на рынке eCommerce. Однако реальные продажи промышленного оборудования на этих платформах остаются низкими. Промышленным предприятиям такой формат работы еще плохо знаком.

В этой статье поговорим о том, как промышленные маркетплейсы помогают развивать B2B модели. Рассмотрим примеры уже существующих отраслевых площадок на базе CS-Cart. 

Тенденции развития промышленных маркетплейсов

Металлопрокат, стройматериалы, топливо, и отраслевое оборудование можно купить онлайн. 

К примеру, перспектива приобретения чугуна и станков в один клик обсуждалась в рамках VII конференции «Цифровая индустрия промышленной России». Это подтверждает все большую заинтересованность поставщиков отраслевых товаров в поиске новых каналов сбыта.

Некоторые предприятия прощупывают почву и начинают выходить на маркетплейсы потребительских товаров. Часто на «Авито» и «Яндекс.Маркет» можно найти объявления по продаже стройматериалов и станков.

Но, компании используют потребительские площадки больше, как витрину для демонстрации своей продукции без реальных продаж. Взаимодействие с покупателем все также происходят через запросы прайсов и менеджерское сопровождение.

Вызовы для бизнеса

Боязнь отраслевых компаний новых форматов и цифровизации не позволяет им реализовывать продукцию через промышленные маркетплейсы. Чаще сомнения бизнеса связаны не с технической функциональностью платформ, а со страхом тестировать новые каналы. 

Среди таких страхов:

  1. Обновление данных: компании должны регулярно обновлять номенклатуру, остатки, статус заказов и документацию. Это требует значительных усилий и создания отдельной полноценной цифровой инфраструктуры под управлением собственных менеджеров.
  2. Адекватная спецификация: клиенты видят всю информацию на маркетплейсе, поэтому спецификация должна быть точной, чтобы избежать ошибок. Без внутреннего контроля обеспечить 100% актуальную спецификацию сложно.
  3. Синхронизация систем: промышленные компании часто ведут несколько баз данных в разных системах, что усложняет процесс. Потребуется объединение всех цифровых ресурсов и адаптация архитектуры под новые каналы сбыта, что приведет к дополнительным расходам.
  4. Операционные расходы: компании не хотят увеличивать бюджет на развитие и поддержку сложных площадок. Есть страх купить продукт, который не соответствует требованиям бизнеса. Его придется дорабатывать «под себя», что приведет к дополнительным расходам. 

Но, это не мешает компаниям активно выходить в онлайн. Некоторые производители публикуют каталоги товаров и базы данных, которые постепенно превращаются в полноценные интернет-магазины. Уже сейчас понятно, что промышленные маркетплейсы — следующий шаг цифровизации рынка отраслевой продукции.

Специфика работы маркетплейсов в промышленности

Запускать промышленный маркетплейс нужно с учетом особенностей рынка. Необходимо обеспечить высокую скорость внедрения новых функций, безопасность данных и достаточные ресурсы.

В некоторых сферах существует сезонность, поэтому маркетплейс должен справляться с пиковыми нагрузками. Главная сложность — уход от традиционных паттернов продаж, к которым привыкли многие пользователи B2C-маркетплейсов.

Важный пункт — обеспечение безопасности данных участников сделки, так как ее детали могут составлять коммерческую тайну.

Преимущества промышленных маркетплейсов для продавцов

C момента регистрации пользователя на онлайн платформе до момента сделки проходит меньше времени, чем в офлайне. Автоматизация и электронный документооборот внутри маркетплейса ускоряют организационные этапы сделки в сфере промышленности.

Среди ключевых преимуществ промышленных маркетплейсов для продавцов:

  1. Скорость: возможность быстрее проводить сделки и поставлять продукцию.
  2. Расширение рынка сбыта: доступ к большему числу поставщиков и клиентов, включая более молодое поколение менеджеров, привыкших к онлайн-покупкам.
  3. Автоматизация: упрощенный процесс закупок и продаж с использованием цифровых инструментов.
  4. Инновации: доступ к новым технологиям и решениям за счет партнерства с другими поставщиками и участниками рынка.

Покупателям также важна скорость совершения сделки и возможность быстрой отгрузки. На отраслевых площадках всегда актуальная информация о товарах в наличии, есть более детальные фильтры (по параметрам, моделям или назначению изделия) для быстро поиска. 

Но, для успешного использования маркетплейсов в промышленности требуется адаптация внутренних процессов и систем. Только так отраслевые предприятия смогут сохранить конкурентоспособность.

3 промышленных маркетплейса на CS-Cart

Запустить промышленный маркетплейс можно несколькими способами. Во-первых, отраслевые компании могут создать свою платформу и организовать весь процесс сбыта и контроля с нуля.

Второй вариант — трансформировать существующие каталоги и базы товаров в полноценный маркетплейс. Также можно переквалифицировать уже существующие интернет-магазины.

CS-Cart подходит для обоих сценариев: предоставляет набор функций для запуска, развития и управления отраслевым онлайн-платформами B2B-продаж.

Вот несколько примеров промышленных маркетплейсов, созданных с помощью CS-Cart.

1. Внедрах — отраслевой маркетплейс для недропользователей

Отраслевой маркетплейс для недропользователей

Первый в СНГ маркетплейс, работающий в сфере недропользования. Ассортимент товаров и услуг рассчитан на компании, занятые добычей и переработкой полезных ископаемых.

Продавцы и поставщики оборудования могут быстро создать собственный интернет-магазин на базе маркетплейса, управлять товарами и взаимодействовать с покупателями напрямую.

На платформе реализована дополнительная услуга для потенциальных инвесторов. Они могут выбирать перспективные компании прямо на маркетплейсе и выгодно вкладывать свои средства.

2. E-Solarpower.ru — промышленный маркетплейс солнечных батарей

Промышленный маркетплейс солнечных батарей

E-Solarpower — маркетплейс для разработчиков энергоснабжения. Площадка создана совместными предприятиями России и Китая. Основное направление — продажа товаров и услуг в сфере энергоснабжения на базе солнечных батарей.

Помимо обширного каталога товаров с детализированными фильтрами, на сайте реализовано несколько видов калькуляторов, позволяющих точно определить нужное оборудование, выбрать модель солнечной батареи в зависимости от погодных условий региона, рассчитать нагрузку на станцию или оценить окупаемость источника энергии.

3. Asp24.ru — маркетплейс сетевого оборудования

Маркетплейс сетевого оборудования

На маркетплейсе продается оборудование для компьютерных сетей. В ассортименте устройств есть роутеры, коммутаторы, антенны для усиления сигнала, комплектующие и аксессуары.

На площадке представлено более 70 производителей товаров и поставщиков услуг, среди которых такие лидеры рынка как ASUS (поставщик оборудования), SkyNet (интернет-провайдер), TP-Link (производители маршрутизаторов).

Для удобства покупателей каталог товаров разбит на категории и подкатегории с множеством фильтров по брендам, типам устройств, назначению и техническим параметрам. Быстрый процесс оформления и покупки товара.

Каталог продуктов и сервисов CS-Cart

Заключение

Число промышленных маркетплейсов продолжает расти. Отраслевые компании начинают осознавать преимущества цифровизации. Остается место для новых тематических B2B площадок, которые смогут охватить такие сферы, как металлургия, добыча полезных ископаемых, строительные материалы, оборудование для энергоснабжения и телекоммуникаций.

При некоторых сложностях трансформации бизнеса, только такой подход сможет обеспечить конкурентоспособность игрокам рынка.

Денис Сергиенко

Денис — автор с 12-летним опытом создания различных форматов контента для таких направлений как eCommerce, Fintech, DevOps и других перспективных IT-отраслей. На протяжении многих лет он изучает и тестирует популярные SaaS-платформы и конструкторы сайтов, чтобы помочь пользователям выбрать решения, соответствующие их бизнес-потребностям.