С чем у вас ассоциируется понятие «маркетплейс»? Готовы поспорить, первыми на ум приходят Ozon, Wildberries или Яндекс Маркет. Эти площадки представляют собой универсальную eCommerce-экосистему, где можно купить любые товары.
Это онлайн-гипермаркеты с множеством категорий: продукты питания, сантехника, книги. Такие площадки работают по принципу «много типов товаров, собранных в одном месте».
Между тем, есть большой пласт площадок с узкоспециализированными (нишевыми) предложениями. Нишевые маркетплейсы предлагают покупателям точечные группы товаров. Это могут быть запчасти для спецтехники, фармацевтическая продукция, зоотовары.
Такие площадки показывают устойчивый рост с оборотом в 600 млрд рублей в 2023. Конечно, этим участникам рынка еще далеко до того же Ozon с оборотом в 1,7 млрд рублей. В перспективе часть крупных селлеров может перейти в нишевые маркетплейсы.
Перспективы развития отечественных нишевых маркетплейсов
При том, что нишевые маркетплейсы стали появляться сравнительно недавно, динамика роста впечатляет. За последние 3 года оборот таких площадок вырос почти вдвое (с 332 до 591 млрд рублей).
Если динамика сохранится, аналитики прогнозируют прирост до 70% к 2026 году. А это примерно 1 трлн рублей.
Именно поэтому предприниматели все больше обращают внимание на нишевые маркетплейсы с фокусом на определенные тренды развития рынка:
- Трансформация существующих площадок. Одни из основных игроков на рынке нишевых маркетплейсов — продавцы, уже владеющие экспертизой. У них есть нишевый товар и площадка, но нет эффективных онлайн-каналов. Пример такого игрока – Детский мир, где львиная доля продаж приходится именно на сетевые оффлайн-магазины.
- Поиск новых ниш. Второй тип игроков — узкоспециализированные площадки, которые смогут подобрать оптимальную нишу и начать уже в ней развивать собственную экспертизу (ювелирные изделия, товары для дома). Это могут быть предприниматели, которые лишь на пути создания уникального предложения, аналогов которому на рынке может просто не быть. Им также нужно найти свое место под солнцем (коллекционные виниловые пластинки, гипермаркет объявлений или необычных экстрим-туров).
- Импортозамещение. С одной стороны, уход многих иностранных вендоров стал для рынка шоком. С другой, он открыл новые возможности, в том числе, для малых и средних предпринимателей, которые до сегодняшнего дня попросту не выдерживали конкуренцию. Такие селлеры могут объединяться в нишевые маркетплейсы.
Согласно внутренним исследованиям CS-Cart, в список наиболее популярных ниш входит промышленность, одежда, электроника, товары для строительства, ремонта, спорта и туризма, детские товары. Отдельно можно отметить такие направления, как E-Learning или онлайн-площадки с объявлениями.
Преимущества нишевых маркетплейсов
Конкуренция на универсальных площадках растет. Условия для продавцов становятся жестче. Они вынуждены искать дополнительные каналы продаж. Возникает тренд на присутствие на нескольких маркетплейсах одновременно.
Эти факторы становятся основными триггерами к переходу на нишевые маркетплейсы. Уже сейчас часть селлеров ищет альтернативные платформы (пока, правда, их используют больше в качестве дополнительного канала).
Интерес к тематическим маркетплейсам растет и со стороны потребителей. Люди приходят на маркетплейсы с конкретным запросом. Это более мотивированная аудитория, готовая купить конкретный товар, а не просматривать похожие предложения.
Отсюда и первое преимущество — персонализированные предложения. Покупатель находит то, что нужно именно ему. В результате, растет конверсия. Шансы на то, что пользователь покинет сайт с корзиной, полной товаров, минимальны. С ростом экспертизы, селлеры смогут применять более гибкие настройки фильтров и категорий, упрощая поиск для пользователя.
Конкуренция на нишевых площадках ниже. Здесь меньше селлеров. Соответственно, продвигать товары проще, быстрее и дешевле. В итоге, имеем следующие преимущества нишевых маркетплейсов:
- низкий уровень конкуренции, равно как и барьер входа. Ориентир на сегменты, меньше игроков в нише. Специализированная инфраструктура под конкретную категорию товара с учетом логистики, хранения и системы оплаты;
- точечное взаимодействий с ЦА, персонализированные предложения, упрощенный поиск нужного товара, гибкие настройки фильтров;
- рост экспертизы с возможностью делиться собственным опытом в рамках ниши, повышая доверие к бренду. Возможность объединения в тематические маркетплейсы с другими экспертами.
Примеры российских нишевых маркетплейсов
Есть несколько основных сценариев запуска нишевого маркетплейса:
- Переквалификация интернет-магазина. У вас уже есть онлайн-площадка. Осталось только трансформировать ее в нишевый маркетплейс. Это даст возможность привлечения дополнительного ассортимента. Как следствие, рост продаж.
- Из оффлайн в онлайн. Подразумевается переход из оффлайн формата в онлайн-среду. Оптимальный вариант для B2P моделей с фокусом на конкретные потребности. Это даст более широкий охват ЦА и новые каналы продвижения продукции.
- Запуск с нуля. Создание маркетплейса с нуля с целью занять определенную нишу. К примеру, у вас есть услуга или товар, которые не вписываются в концепцию универсальных маркетплейсов.
Разберем несколько российских нишевых маркетплейсов, созданных на CS-Cart.
1. Edberries – первый российский маркетплейс для учителей
Первый в России маркетплейс для преподавателей иностранных языков. Здесь пользователи могут найти интерактивные образовательные ресурсы любых форматов. Материалы создают и добавляют сами учителя.
Площадка продает готовые мини-уроки, курсы, мини-игры для разных возрастов, учебники и программы по подготовке к экзаменам. Есть удобные фильтры: пользователь может выбрать язык для обучения, тип экзамена, к которому хочет подготовиться, свой текущий уровень и желаемый формат материалов (видео, PDF, Wordwall и др.).
Реализована система добавления новых вендоров, размещенных в алфавитном порядке для удобства поиска. На данный момент доступны материалы в 24 различных форматах. Оплата на базе подписки. Доступно 3 тарифных плана.
2. CryptoDesk – российский сервис онлайн-объявлений
Российский интернет-сервис для размещения объявлений о товарах и услугах для майнинга.
В качестве селлеров могут выступать как частные лица, так и компании. В данный момент, на площадке уже представлены более 100 продавцов, поставляющих аппаратуру для заработка на криптовалютах, профессиональные консультации, услуги по обслуживанию майнеров и т.д.
В проекте реализованы несколько темпов витрин. Внутри маркетплейса у каждого вендора есть свой мини-магазин с отдельными фильтрами по брендам и алгоритма работы аппаратуры. Также есть общая витрина, где представлены модели майнеров, а также комплектующие и аксессуары.
3. SPL (Service Parts) – первый в России маркетплейс запчастей для спецтехники
Маркетплейс создавался для региональных селлеров, которые не могли качественно охватить всю аудиторию. Среди сотен вендоров в основном представлены владельцы небольших парков техники.
Проект работает по принципу «все в наличии». Пользователь может сразу купить товар, который просматривает в эту секунду. После чего продавец отправляет запчасть напрямую со склада.
Основной задачей было обеспечить бесперебойную обработку заказов в режиме 24/7. Система автоматизации позволила быстро работать с заявками, а также формировать и рассылать необходимые документы.
Площадка разбита на несколько основных категорий. Искать запчасти можно по марке автомобиля, по категории товара (аккумуляторы, масла, подшипники, тормозные системы). Всего на сайте 32 категории товаров. Каждая со своей системой фильтров.
Заключение
Эксперты прогнозируют рост нишевых маркетплейсов в России. Там, где есть динамика, есть и спрос. Могут появиться новые тематические B2B и B2C площадки, представляющие такие ниши как промышленность, строительные материалы, электронику, товары для детей, туризм и спорт.
Предприниматели могут адаптировать существующие торговые площадки под нишевые маркетплейсы или выйти на готовую платформу с релевантными предложениями. Можно начать свой проект с нуля. Выбор зависит от целей и доступных инструментов.
Денис Сергиенко
Денис — автор с 12-летним опытом создания различных форматов контента для таких направлений как eCommerce, Fintech, DevOps и других перспективных IT-отраслей. На протяжении многих лет он изучает и тестирует популярные SaaS-платформы и конструкторы сайтов, чтобы помочь пользователям выбрать решения, соответствующие их бизнес-потребностям.