Как создать нишевый маркетплейс: 4 сценария запуска

В России работают более 100 нишевых маркетплейсов. За прошлый год их выручка достигла почти 600 млрд рублей, что на 27% больше по сравнению с 2022 годом. Статистика подтверждает положительную динамику роста нишевых площадок, для которых уход иностранных вендоров открыл новые перспективы.

Главная особенность нишевых маркетплейсов – способность удовлетворить специфические потребности покупателей из узких ниш.

В этой статье мы рассмотрим 4 сценария запуска маркетплейсов, учитывая их перспективы в отечественной eCommerce индустрии.

Как работает нишевый маркетплейс?

Нишевые маркетплейсы — это площадки, которые предлагают товар одной или нескольких смежных категорий. Например, товары для строительства и ремонта, цветы и подарки, образовательные услуги.

Площадки отличаются от традиционных мультитоварных маркетплейсов, где представлены разные категории, от бытовой техники и мебели до кухонных принадлежностей. При этом, работают нишевые маркетплейсы примерно по такой же схеме:

  • у агрегаторов, например Яндекс Еда, есть независимые продавцы, а сделка проходит через сервис;
  • у классифайдов схема работы другая. Эти сервисы не участвуют в сделке, а только предоставляют продавцам электронную витрину.

Классификация нишевых маркетплейсов

Нишевые маркетплейсы можно классифицировать по критериям:

Модель и участники

  • B2B (Business-to-Business): маркетплейсы, ориентированные на транзакции между бизнесами. Например, промышленные маркетплейсы.
  • B2C (Business-to-Consumer): маркетплейсы, где бизнесы продают товары или услуги конечным потребителям. Это наиболее распространенная модель, по которой работают, например, Ozon и Яндекс Маркет.
  • C2B (Consumer-to-Business): платформы, где потребители предлагают свои товары или услуги бизнесам. Пример: платформы фриланса или услуг репетиторов.
  • C2C (Consumer-to-Consumer): маркетплейсы, где пользователи продают товары друг другу. Такие площадки часто используют для перепродажи.
  • D2C (direct-to-consumer): маркетплейсы работают без посредников в виде сторонних дистрибьюторов. Площадки продают товары и услуги напрямую потребителю. 

Предложения

  • Физические товары: платформы, на которых продаются материальные продукты (одежда, электроника, продукты питания).
  • Услуги: платформы, предлагающие нематериальные продукты (обучение, консультации, ремонтные работы).
  • Цифровые товары: продажа товаров, представленных в цифровом формате. Например, онлайн кинотеатры, маркетплейсы ПО или электронных книг.

Преимущества создания нишевого маркетплейса

Создание нишевого маркетплейса позволяет диверсифицировать бизнес. Такие платформы привлекают более целевую аудиторию. Увеличивается конверсия, растет доход и лояльность покупателей.

Узкая специализация снижает конкуренцию с крупными универсальными площадками, снижаются финансовые риски и порог входа. Нишевые маркетплейсы продают уникальные продукты и услуги, что привлекает клиентов, еще не охваченных традиционными мультитоварными платформами.

Сценарии запуска нишевого маркетплейса с нуля

Перед запуском нишевого маркетплейса нужно определить спрос, изучить целевую аудиторию и конкурентов и понять, какова будет ценность предложения для потенциальных клиентов.

Важно выбрать подходящую бизнес-модель и понять, как продавцы и покупатели будут взаимодействовать на платформе.

Рассмотрим четыре возможных сценария создания нишевого маркетплейса.

1. Коробочное решение

Коробочное решение — это готовая платформа, которая позволяет быстро и без значительных затрат запустить маркетплейс. Коробочные платформы, как CS-Cart, обычно предоставляют инструменты для стилизации витрины, управления продажами, продвижения, работы с клиентами и аналитики.

Главное преимущество коробочного решения — минимум времени на запуск, не нужно нанимать команду разработчиков и дизайнеров. Техническую поддержку осуществляет вендор платформы. 

Маркетплейс регулярно обновляется и поддерживает новые функции. Это важно, потому что тренды и привычки покупателей в eCommerce меняются стремительно. Так маркетплейс остается конкурентоспособным в техническом плане.

Преимущества коробочного решения:

  • Быстрый запуск: платформа готова к работе сразу после установки, а на запуск MVP нужен в среднем месяц.
  • Расходы ниже: нет необходимости вкладывать средства в разработку сайта с нуля.
  • Поддержка: техническая поддержка от вендора снижает нагрузку на владельца бизнеса.
  • Обновления: регулярные обновления платформы позволяют быть в тренде и не отставать от конкурентов.

Коробочное решение подходит предпринимателям, которые хотят быстро выйти на рынок и минимизировать затраты с минимальными усилиями. Основной фокус на ключевые бизнес-цели. Все остальное за вендором.

RussianGrannies.ru — маркетплейс, построенный на коробке CS-Cart и дополненный готовой темой дизайна с небольшими доработками под стиль маркетплейса.

2. MVP на основе коробки с кастомной доработкой

Минимально жизнеспособный продукт (MVP) на основе коробочного решения с кастомными доработками — это более гибкий подход. Создается базовая версия маркетплейса с последующей адаптацией платформы под конкретные нужды бизнеса.

Маркетплейс можно настроить под конкретные цели, добавить необходимые модули и интеграции, чтобы создать уникальные возможности для покупателей. Подход с низким уровнем риска, поскольку бизнес стартует с проверенной платформой и постепенно добавляет новые функции и модули по мере необходимости.

Преимущества коробочного решения с доработкой:

  • Гибкость: возможность добавить уникальные функции под конкретную ЦА.
  • Тестирование: с начальной версией можно протестировать бизнес-идею и собрать обратную связь от пользователей перед внедрением более сложных функций.
  • Экономия времени и денег: основная платформа уже готова, что сокращает время и затраты на разработку.
  • Масштабируемость: можно постепенно развивать функциональность, добавляя новые инструменты по мере роста бизнеса.

MVP с кастомной доработкой подходит для более сложных проектов, которые требуют специфических функций или интеграций. Хороший вариант для компаний, работающих в узких нишах, где стандартного набора функций недостаточно.

Kinowow.ru — маркетплейс сети кинотеатров КАРО, созданный на коробочном решении CS-Cart и расширенный кастомной доработкой.

3. Самописный нишевый маркетплейс

Самописное решение предоставляет максимальную свободу и возможности для кастомизации. Можно создать маркетплейс с функционалом, который полностью соответствует потребностям бизнеса.

Но такой подход требует наличия высококвалифицированной команды разработчиков и дизайнеров. Нужно платить им зарплату. Расходы увеличиваются по сравнению с коробочной версией.

Самописные платформы сложнее в поддержке из-за того, что многие разработчики работают по принципу “поставил и забыл”. После запуска, владелец бизнеса остается один на один со своим проектом без надлежащего технического сопровождения или же полностью зависит в плане поддержки и обновлений от тех, кто разработал маркетплейс. У бизнеса меньше пространства для маневра. 

Преимущества самописной платформы:

  • Полная свобода: возможность реализовать любые функции и интеграции.
  • Уникальность: возможность создать маркетплейс, заточенный под конкретный сегмент или уникальный товар/услугу, например, тюнинг автомобилей, продажу яхт и запчастей для летательных аппаратов. 
  • Контроль: контроль над всеми аспектами разработки и поддержки платформы.

Риски:

  • Высокие затраты: разработка с нуля требует значительных финансовых и временных ресурсов.
  • Компетентные специалисты: нужна высококвалифицированная команда разработчиков для создания и поддержания платформы.
  • Риски выхода на рынок: самописные решения сложнее масштабировать и интегрировать с существующими системами, что может задержать выход на рынок.
  • Ответственность: за управление нематериальными активами, такими как программный код, отвечает владелец бизнеса.
  • Зависимость: от разработчиков в плане технической поддержки и сопровождения проекта. 

Самописные решения подходят для технически подкованных владельцев бизнеса, которые ищут 100% эксклюзивное решение с возможностью самостоятельной доработки. С другой стороны, коробочное решение также можно доработать самостоятельно, дополнить модулями или изменить дизайн. Это будет быстрее, дешевле и надежнее, учитывая поддержку со стороны вендора.

4. Гибридное решение

Гибридное решение – это компромисс между коробочным и самописным подходами. Вы можете использовать базовое коробочное решение от CS-Cart, а затем кастомизировать его до необходимого уровня, сохраняя при этом часть стандартного функционала.

Данный подход сокращает время на разработку. Бизнес получает в свое распоряжение гибкую платформу, адаптированную под специфические нужды. Гибридные решения могут включать в себя комбинацию готовых модулей и кастомных доработок даже с учетом специфики определенных узких ниш.

Преимущества:

  • Сбалансированный подход: комбинация готового функционала и кастомных доработок сокращает время и затраты на разработку.
  • Гибкость: возможность доработки системы под специфические нужды бизнеса.
  • Снижение рисков: внедрение проверенной платформы уменьшает риски, связанные с техническими трудностями и выходом на рынок.
Используя CS-Cart Enterprise, можно быстро запустить MVP и затем развивать проект, адаптируя его под нужды рынка, тестируя гипотезы и оперативно внося изменения. Это особенно актуально для нишевых маркетплейсов, где важна не только функциональность, но и возможность уникализации пользовательского опыта. Гибридное решение позволяет эффективно управлять процессами роста, минимизировать риски и в то же время поддерживать высокий уровень производительности и безопасности, что играет ключевую роль на этапе масштабирования.
— Сергей Герасимов, CPO CS-Cart

Headless-решение на базе CS-Cart подойдет для проектов с высоким уровнем кастомизации, которые не хотят отказываться от преимуществ коробочного решения, сохраняя гибкость и контроль над своим маркетплейсом.

Архитектура гибридного headless-решения CS-Cart Enterprise: CS-Cart как центр экосистемы и CS-Cart как часть экосистемы.

Заключение

Запуск нишевого маркетплейса — возможность освоить перспективные направления бизнеса, привлечь новую целевую аудиторию и предложить ей товары узкой направленности.

Учитывая рост спроса на отечественные платформы, количество нишевых маркетплейсов будет только расти. Возможность быстрого старта с минимальным затратами – ключевое преимущество для бизнеса.

Каждый из представленных выше сценариев дает возможность быстро выйти на рынок, а коробочное решение от CS-Cart остается наиболее приемлемым выбором.

Каталог продуктов и сервисов CS-Cart

Денис Сергиенко

Денис — автор с 12-летним опытом создания различных форматов контента для таких направлений как eCommerce, Fintech, DevOps и других перспективных IT-отраслей. На протяжении многих лет он изучает и тестирует популярные SaaS-платформы и конструкторы сайтов, чтобы помочь пользователям выбрать решения, соответствующие их бизнес-потребностям.