В России работают более 100 нишевых маркетплейсов. За прошлый год их выручка достигла почти 600 млрд рублей, что на 27% больше по сравнению с 2022 годом. Статистика подтверждает положительную динамику роста нишевых площадок, для которых уход иностранных вендоров открыл новые перспективы.
Главная особенность нишевых маркетплейсов – способность удовлетворить специфические потребности покупателей из узких ниш.
В этой статье мы рассмотрим 4 сценария запуска маркетплейсов, учитывая их перспективы в отечественной eCommerce индустрии.
Как работает нишевый маркетплейс?
Нишевые маркетплейсы — это площадки, которые предлагают товар одной или нескольких смежных категорий. Например, товары для строительства и ремонта, цветы и подарки, образовательные услуги.
Площадки отличаются от традиционных мультитоварных маркетплейсов, где представлены разные категории, от бытовой техники и мебели до кухонных принадлежностей. При этом, работают нишевые маркетплейсы примерно по такой же схеме:
- у агрегаторов, например Яндекс Еда, есть независимые продавцы, а сделка проходит через сервис;
- у классифайдов схема работы другая. Эти сервисы не участвуют в сделке, а только предоставляют продавцам электронную витрину.
Классификация нишевых маркетплейсов
Нишевые маркетплейсы можно классифицировать по критериям:
Модель и участники
- B2B (Business-to-Business): маркетплейсы, ориентированные на транзакции между бизнесами. Например, промышленные маркетплейсы.
- B2C (Business-to-Consumer): маркетплейсы, где бизнесы продают товары или услуги конечным потребителям. Это наиболее распространенная модель, по которой работают, например, Ozon и Яндекс Маркет.
- C2B (Consumer-to-Business): платформы, где потребители предлагают свои товары или услуги бизнесам. Пример: платформы фриланса или услуг репетиторов.
- C2C (Consumer-to-Consumer): маркетплейсы, где пользователи продают товары друг другу. Такие площадки часто используют для перепродажи.
- D2C (direct-to-consumer): маркетплейсы работают без посредников в виде сторонних дистрибьюторов. Площадки продают товары и услуги напрямую потребителю.
Предложения
- Физические товары: платформы, на которых продаются материальные продукты (одежда, электроника, продукты питания).
- Услуги: платформы, предлагающие нематериальные продукты (обучение, консультации, ремонтные работы).
- Цифровые товары: продажа товаров, представленных в цифровом формате. Например, онлайн кинотеатры, маркетплейсы ПО или электронных книг.
Преимущества создания нишевого маркетплейса
Создание нишевого маркетплейса позволяет диверсифицировать бизнес. Такие платформы привлекают более целевую аудиторию. Увеличивается конверсия, растет доход и лояльность покупателей.
Узкая специализация снижает конкуренцию с крупными универсальными площадками, снижаются финансовые риски и порог входа. Нишевые маркетплейсы продают уникальные продукты и услуги, что привлекает клиентов, еще не охваченных традиционными мультитоварными платформами.
Сценарии запуска нишевого маркетплейса с нуля
Перед запуском нишевого маркетплейса нужно определить спрос, изучить целевую аудиторию и конкурентов и понять, какова будет ценность предложения для потенциальных клиентов.
Важно выбрать подходящую бизнес-модель и понять, как продавцы и покупатели будут взаимодействовать на платформе.
Рассмотрим четыре возможных сценария создания нишевого маркетплейса.
1. Коробочное решение
Коробочное решение — это готовая платформа, которая позволяет быстро и без значительных затрат запустить маркетплейс. Коробочные платформы, как CS-Cart, обычно предоставляют инструменты для стилизации витрины, управления продажами, продвижения, работы с клиентами и аналитики.
Главное преимущество коробочного решения — минимум времени на запуск, не нужно нанимать команду разработчиков и дизайнеров. Техническую поддержку осуществляет вендор платформы.
Маркетплейс регулярно обновляется и поддерживает новые функции. Это важно, потому что тренды и привычки покупателей в eCommerce меняются стремительно. Так маркетплейс остается конкурентоспособным в техническом плане.
Преимущества коробочного решения:
- Быстрый запуск: платформа готова к работе сразу после установки, а на запуск MVP нужен в среднем месяц.
- Расходы ниже: нет необходимости вкладывать средства в разработку сайта с нуля.
- Поддержка: техническая поддержка от вендора снижает нагрузку на владельца бизнеса.
- Обновления: регулярные обновления платформы позволяют быть в тренде и не отставать от конкурентов.
Коробочное решение подходит предпринимателям, которые хотят быстро выйти на рынок и минимизировать затраты с минимальными усилиями. Основной фокус на ключевые бизнес-цели. Все остальное за вендором.
RussianGrannies.ru — маркетплейс, построенный на коробке CS-Cart и дополненный готовой темой дизайна с небольшими доработками под стиль маркетплейса.
2. MVP на основе коробки с кастомной доработкой
Минимально жизнеспособный продукт (MVP) на основе коробочного решения с кастомными доработками — это более гибкий подход. Создается базовая версия маркетплейса с последующей адаптацией платформы под конкретные нужды бизнеса.
Маркетплейс можно настроить под конкретные цели, добавить необходимые модули и интеграции, чтобы создать уникальные возможности для покупателей. Подход с низким уровнем риска, поскольку бизнес стартует с проверенной платформой и постепенно добавляет новые функции и модули по мере необходимости.
Преимущества коробочного решения с доработкой:
- Гибкость: возможность добавить уникальные функции под конкретную ЦА.
- Тестирование: с начальной версией можно протестировать бизнес-идею и собрать обратную связь от пользователей перед внедрением более сложных функций.
- Экономия времени и денег: основная платформа уже готова, что сокращает время и затраты на разработку.
- Масштабируемость: можно постепенно развивать функциональность, добавляя новые инструменты по мере роста бизнеса.
MVP с кастомной доработкой подходит для более сложных проектов, которые требуют специфических функций или интеграций. Хороший вариант для компаний, работающих в узких нишах, где стандартного набора функций недостаточно.
Kinowow.ru — маркетплейс сети кинотеатров КАРО, созданный на коробочном решении CS-Cart и расширенный кастомной доработкой.
3. Самописный нишевый маркетплейс
Самописное решение предоставляет максимальную свободу и возможности для кастомизации. Можно создать маркетплейс с функционалом, который полностью соответствует потребностям бизнеса.
Но такой подход требует наличия высококвалифицированной команды разработчиков и дизайнеров. Нужно платить им зарплату. Расходы увеличиваются по сравнению с коробочной версией.
Самописные платформы сложнее в поддержке из-за того, что многие разработчики работают по принципу “поставил и забыл”. После запуска, владелец бизнеса остается один на один со своим проектом без надлежащего технического сопровождения или же полностью зависит в плане поддержки и обновлений от тех, кто разработал маркетплейс. У бизнеса меньше пространства для маневра.
Преимущества самописной платформы:
- Полная свобода: возможность реализовать любые функции и интеграции.
- Уникальность: возможность создать маркетплейс, заточенный под конкретный сегмент или уникальный товар/услугу, например, тюнинг автомобилей, продажу яхт и запчастей для летательных аппаратов.
- Контроль: контроль над всеми аспектами разработки и поддержки платформы.
Риски:
- Высокие затраты: разработка с нуля требует значительных финансовых и временных ресурсов.
- Компетентные специалисты: нужна высококвалифицированная команда разработчиков для создания и поддержания платформы.
- Риски выхода на рынок: самописные решения сложнее масштабировать и интегрировать с существующими системами, что может задержать выход на рынок.
- Ответственность: за управление нематериальными активами, такими как программный код, отвечает владелец бизнеса.
- Зависимость: от разработчиков в плане технической поддержки и сопровождения проекта.
Самописные решения подходят для технически подкованных владельцев бизнеса, которые ищут 100% эксклюзивное решение с возможностью самостоятельной доработки. С другой стороны, коробочное решение также можно доработать самостоятельно, дополнить модулями или изменить дизайн. Это будет быстрее, дешевле и надежнее, учитывая поддержку со стороны вендора.
4. Гибридное решение
Гибридное решение – это компромисс между коробочным и самописным подходами. Вы можете использовать базовое коробочное решение от CS-Cart, а затем кастомизировать его до необходимого уровня, сохраняя при этом часть стандартного функционала.
Данный подход сокращает время на разработку. Бизнес получает в свое распоряжение гибкую платформу, адаптированную под специфические нужды. Гибридные решения могут включать в себя комбинацию готовых модулей и кастомных доработок даже с учетом специфики определенных узких ниш.
Преимущества:
- Сбалансированный подход: комбинация готового функционала и кастомных доработок сокращает время и затраты на разработку.
- Гибкость: возможность доработки системы под специфические нужды бизнеса.
- Снижение рисков: внедрение проверенной платформы уменьшает риски, связанные с техническими трудностями и выходом на рынок.
Headless-решение на базе CS-Cart подойдет для проектов с высоким уровнем кастомизации, которые не хотят отказываться от преимуществ коробочного решения, сохраняя гибкость и контроль над своим маркетплейсом.
Архитектура гибридного headless-решения CS-Cart Enterprise: CS-Cart как центр экосистемы и CS-Cart как часть экосистемы.
Заключение
Запуск нишевого маркетплейса — возможность освоить перспективные направления бизнеса, привлечь новую целевую аудиторию и предложить ей товары узкой направленности.
Учитывая рост спроса на отечественные платформы, количество нишевых маркетплейсов будет только расти. Возможность быстрого старта с минимальным затратами – ключевое преимущество для бизнеса.
Каждый из представленных выше сценариев дает возможность быстро выйти на рынок, а коробочное решение от CS-Cart остается наиболее приемлемым выбором.
Каталог продуктов и сервисов CS-Cart
- ★ CS-Cart для маркетплейсов: онлайн-демо
- ★ CS-Cart для интернет-магазинов: онлайн-демо
- ★ Мобильное приложение: App Store, Google Play
- ★ Cloud-хостинг: преимущества и условия
- ★ Сервис Заботы: чем полезен сервис
Денис Сергиенко
Денис — автор с 12-летним опытом создания различных форматов контента для таких направлений как eCommerce, Fintech, DevOps и других перспективных IT-отраслей. На протяжении многих лет он изучает и тестирует популярные SaaS-платформы и конструкторы сайтов, чтобы помочь пользователям выбрать решения, соответствующие их бизнес-потребностям.